Фет Афанасий Афанасьевич Печать E-mail
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Фет (настоящая фамилия – Шеншин) Афанасий Афанасьевич родился в 1820 году в усадьбе Новоселки Орловской губернии. Выдающийся русский поэт, публицист, переводчик.

Его отцом был богатый помещик Афанасий Шеншин, мать Каролина Шарлотта Фёт была немкой, которую отец привез из Германии. Родители не состояли в законном браке, однако мальчик был записан как Шеншин. Когда Афанасию исполнилось 14 лет, была обнаружена юридическая незаконность этой записи, что лишило его всех привилегий, дававшихся потомственным дворянам. Отныне он должен был носить фамилию Фет, внезапно превратившись в «человека без имени» с сомнительным происхождением. Афанасий сильно переживал по этому поводу. Вернуть утраченное положение стало навязчивой идеей, повлиявшей на всю его дальнейшую жизнь.

Учился в школе-пансионате в городе Верро (ныне Выру, Эстония), затем в частном пансионе профессора М. П. Погодина, в который поступил для подготовки в Московский университет.

В 1844 году окончил словесное отделение философского факультета Московского университета, где сдружился с Григорьевым, своим сверстником, товарищем по увлечению поэзией.

«Благословение» на серьезную литературную работу получил от Н. В. Гоголя, который сказал: «Это несомненное дарование».

В 1840 году вышел первый сборник стихотворений Фета «Лирический пантеон», который получил высокую оценку В. Г. Белинского. Это вдохновило А. А. Фета на дальнейшее творчество. Его стихотворения начали появляться во многих изданиях. Вышли циклы «Снег», «Вечера и ночи».

В 1845 году А. А. Фет, чтобы вернуть дворянское звание, покинул Москву, поступив на военную службу в один из провинциальных полков в Херсонской губернии. Только через восемь лет он получил возможность жить вблизи Петербурга.

В 1850 году в журнале «Современник» публикуются стихотворения Фета, которые вызывают восхищение критиков всех направлений. Он был принят в круг известнейших литераторов того времени (Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева, В. П. Боткина и А. В. Дружинина).

В 1857 году в Париже он женится на дочери богатейшего чаеторговца и сестре В. П. Боткина – Марии Петровне Боткиной.

В 1858 году, потеряв надежду на получение дворянства,  Фет вышел в отставку, поселился в Москве и активно занялся литературным трудом, выставляя издателям высокие цены за свои произведения.

Трудный жизненный путь выработал в нем мрачный взгляд на жизнь и общество. В 1860-е годы Фет почти перестает писать, приобретает земельный участок в Орловской губернии, строит дом и играет роль настоящего помещика в своем имении.

И только почти спустя 20 лет, в конце 1870-х годов, А. А. Фет вдохновлено начинает писать стихи снова.

В период с 1883 по 1891 год А. А. Фет написал более трехсот стихотворений, которые вошли в четыре сборника под общим названием «Вечерние огни».

В 1888 году осуществилась мечта Афанасия Афанасьевича: он добился звания камергера и вновь стал дворянином. Этот день стал для Фета одним из счастливейших дней его жизни.

В 1890 году  А. А. Фет написал автобиографию «Мои воспоминания».

Умер А. А. Фет в 1892 году.

 

Особенностью поэзии А. А. Фета являются его обращения исключительно к миру чувств и «летучих» настроений, бессюжетность стиха и пристрастие к жанру лирической миниатюры.

«Я пришел к тебе с приветом». Стихотворение написано в 1843 г. В стихотворении четыре строфы. Первые две – о пробуждении природы, вторые две – о состоянии души лирического героя. Строфы выдержаны в строгом соответствии друг другу.

Картины природы передают состояние счастья лирического героя, его уверенность в своих чувствах:

Что душа все так же счастью

И тебе служить готова.

В этом стихотворении есть некая волшебная сила, которую Фет заключает в слова, подбирая их таким образом, что они создают мелодию – мелодию весны, счастья, радости, солнечного света.

 

«Шепот, робкое дыханье». Динамика жизни передана в стихотворении точно и остро даже при отсутствии глаголов. В стихотворении параллельно развиваются два потока событий: в природе – смена ночи утром, между людьми – объяснение в любви. Назывные предложения в нем передают смену наполненных действием мгновений. Каждое выражение – картина.

 

«На заре ты ее не буди». Стихотворение написано  1842 году. Любовь для поэта – это трепетное чувство. Именно таким должно быть и отношение к женщине.

 

«Прости и все забудь». Написано стихотворение в 1886 году. Стихотворение посвящено умершей любви, воспоминаниям о ней. В нем нет конкретного адресата. Глаголы здесь употреблены в настоящем времени и в повелительном наклонении, что больше всего свойственно любовной лирике поэта.

 

«Ярким солнцем в лесу пламенеет костер». Стихотворение написано в 1859 г. Это яркий образ пейзажной лирики Фета. Поэт находит в природе разрешение всех вопросов. Он показывает окружающий мир таким, каким он предстал его восприятию, каким кажется в данный момент. Его интересует не столько предмет, сколько впечатление, вызванное предметом. Костер в лесу показан таким, каким видится поэту. Конкретные наблюдения сочетаются со смелыми развернутыми сравнениями. В основе стихотворения два главных символа: костер и ночь.

 

Стихотворение «Учись у них, у дуба, у березы» написано в 1883 году. Неброская красота русской природы, отраженная в поэзии Фета, своеобразна. Он рисует ее красоту, находя все новые и новые оттенки и звуки. Для поэта природа – источник радости, философского оптимизма и неожиданных открытий. Дуб – символ стойкости, крепости, силы. Береза – символ жизнеспособности, противостояния невзгодам, гибкости, жизнелюбия.

 

«Это утро, радость эта». Это стихотворение о чудесном времени года – о весне. Главное, к чему стремился Фет, – не упустить, не утратить миг безостановочного движения, запечатлеть пробуждение природы, добиться того, чтобы каждая строчка «дышала», «звенела», «жила». В стихотворении нет глаголов, но есть столько движения, столько жизненной энергии в каждой строчке! Читается стихотворение на одном дыхании. Прием «одного предложения» смог как нельзя лучше передать движение жизни, «воскрешение» природы весной.